Книжный червь

Впечатления от прочитанных книг

41. “Гарри Поттер и философский камень” (Harry Potter and the Philosopher's Stone) (Дж. К. Роулинг) – прикольная книжка для детей и подростков. После долгого перерыва это книга стала первой из прочитанных мной на английском языке в «новейшей истории». Основные впечатления от книги связаны все же с чтением на другом языке, попытками понять незнакомые слова и правильно их произнести. Но запомнился и достойный уважения полет фантазии автора. Придуман целый мир, достойный миров Лукаса и Толкиена, например, цитата из переводного варианта:
«— Старайся делать то же самое, — сказал он Гарри и, высоко подняв гнома, начал размашисто его раскручивать («Крути меня!»), как лассо. Прочитав в лице Гарри ужас, Рон прибавил: — Ему это не повредит. Только голова закружится и он не сможет найти обратной дороги к себе в нору.
С этими словами Рон выпустил из руки лодыжки, гном пролетел метров пять и шмякнулся где-то за изгородью.
— Близковато! — оценил Фред. — Спорим, я доброшу своего вон до того пня.
Гарри очень скоро перестал жалеть бедных гномов. Своего первого гнома он решил перебросить через изгородь без раскрутки. Но тот, почуяв слабину новоявленного гонителя гномов, изловчился впиться острыми как бритва зубами в палец Гарри. Отодрать его оказалось не так-то просто.
— Славненький был гном, — заметил кто-то из братьев, — мог бы улететь метров на десять.
Скоро воздух наполнился тучей летящих гномов.».

 
40. “Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа” (Алексей Турчин и Михаил Батин) – неплохая книга на очень интересную тему. С ее фрагментом ознакомился еще в 2013 году в жж Mi3ch. Идеи использовал в лекциях при рассказе о методах прогноза денежных потоков – глава 3 обязательна к прочтению всеми хомо сапиенсами. В целом, книга  представляет собой смесь из элементов полезного ликбеза и размышлений уровня «Нашего постчеловеческого будущего» Фукуямы.


39. “Футурологический конгресс” (Станислав Лем) – отличная книга. Входит в цикл произведений про Ийона Тихого (см. п. 38) . Накал футорологии, научной идиотии и стеба достигает просто-таки невообразимых вершин. Цитаты:

  • … ненужные органы оставляются дома; скажем, собираясь в театр, вы снимаете и вешаете в шкаф подсистемы копуляции и дефекации;
  • Присутствовал лично посол США, произнесший спич о необходимости сотрудничества между народами; правда выступал он под охраной шести плечистых парней в штатском, которые держали нас на мушке. Мне, признаюсь, стало как-то не по себе, а тут еще, на беду, стоявший рядом темнокожий делегат Индии, которого мучил насморк, полез в карман за платком. Как впоследствии меня убеждал пресс-секретарь Футорологиического общества, примененные средства были необходимыми и гуманными. Охрана вооружена автоматами большого калибра, но малой пробойной силы …, и посторонние ничем не рискуют – не то что раньше, когда пуля, уложив террориста, прошивала еще пять-шесть ни в чем не повинных людей.

38. “Звездные дневники Ийона Тихого” (Станислав Лем) – отличная книга. Так сложилось, что с творчеством автора до настоящего момента знаком не был, хотя слышал много лестных отзывов. Еще лет пятнадцать назад играли в игру-аналог «Монополии» с космическим уклоном. Так в ней одна из важных планет была названа именем писателя. Ну, еще, естественно, слышал про сепульки. Приятно удивил масштаб тем, которые поднимаются в произведении: от религии и государственных отношений до проблем эволюции и развития искусственного интеллекта. И все подается под душевным соусом тонкого стеба. В качестве некоторой аналогии можно привести серию книг «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Но Лем был намного раньше – с 1950-х годов. Обратил внимание, что ряд идей положен в основу сценариев большого числа топовых фильмов последних лет, вовсю эксплуатируются другими авторами. Несколько цитат:
  • … некий университетский мозг [компьютер], влюбившись в жену профессора математики, начал из ревности искажать результаты расчетов, пока математик не впал в депрессию, вообразив, что уже разучился считать;
  • после двух поймал радиосигнал, посланный Поповым в 1896 году. Я таки порядочно отмахал от Земли;
  • ведь ясно же, что облака – это форма загробной жизни паровых машин. Но вот вопрос: что было раньше – паровые машины или водяной пар?
  • в качестве промыслового зверя курдль предъявляет высочайшие требования как к личным качествам охотника, так и к его снаряжению. Поскольку животное это в процессе эволюции приспособилось к метеоритным осадкам, нарастив непробиваемый панцирь, на курдля охотятся изнутри;
  • как известно, эволюция – это либо массовая обжираловка, когда сильные за обе щеки уплетают тех, кто послабее, то есть зооцид, либо сговор слабейших, которые берутся за тех, кто сильнее изнутри, то есть паразитизм. В нравственном отношении безупречны лишь зеленые растения: они живут на собственный счет, заведенный в солнечном банке;
  • получить разрешение на посадку бывает труднее, нежели покорить галактические пространства, поскольку коэффициент экспоненциального роста бумагописания больше, чем искусства ракетовождения, и справки, без которых и думать нечего о въездной визе, куда важнее фотонных реакторов, экранов, запасов топлива, кислорода и т.д.;
  • сперва воображали себе Бога суровым Отцом, потом Пастырем-Селекционером, затем Художником, влюбленным в Творение; а людям оставалось играть, соответственно роли послушных детишек; кротких овечек и, наконец, бешено аплодирующих Господних клакеров;
  • через много поколений, наскучив оседлым образом жизни, картофель сам выкопался и перешел к кочевому быту.

37. “Принцип Черчилля. Стань личностью - добьешься успеха” (Хельге Гессе) - неплохая книга про очень интересного человека, которую, в отличие от других прочитал в бумажном виде. Примечательной является организация материала внутри книги. Обычно в биографиях материал структурируется по времени, а здесь - по чертам характера героя. В истории жизни Черчилля удивило то, что наибольшего пика в карьере он достиг в уже пожилом возрасте. Понравились многочисленные цитаты:
  • У тебя есть враги? Хорошо. Значит, в своей жизни ты что-то когда-то отстаивал.
  • Я думаю, что история будет благосклонна ко мне, т. к. я собственноручно собираюсь её писать.
  • Я легко удовлетворяюсь наилучшим.
  • Демократия не является совершенной. Правильно было сказано, что демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных
  • Никогда не сдавайтесь — никогда, никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу.

36. “Жизнь насекомых” (Виктор Пелевин) - хорошая книга. Произведение объединяет порядка десятка рассказов, в которых описывается жизнь то ли людей, то ли насекомых. Изложение слегка нудновато - со временем слог автора сильно улучшился, но неординарные мысли и образы были видны уже в первых работах. Понравились резкие переходы: в предыдущем абзаце перед тобой человек, и вот в очередном предложении уже видно насекомое или наоборот. Мозг немного скрипел.

35. “Омон Ра” (Виктор Пелевин) - неоднозначная книга. В произведении описывается параллельная история советской космонавтике, в которой роль автоматики на космических аппаратах выполняют пилоты-смертники, полеты и достижения снимаются в заплесневелых подвалах Лубянки. С одной стороны, книга хорошо написана; а с другой - после прочтения осталось какое-то послевкусие мерзости. Вероятно, на тему и способ подачи материала оказало влияние и время публикации - 1991 год, сопровождавшийся эйфорией от всего западного, чувством свободы и верой в то, что позади осталось только плохое.

34. “Отверженные (Виктор Гюго) – хорошая книга. Слышал о ней давно (по старой программе в школе проходили то ли один, то ли два фрагмента), но прочесть целиком никак не доходили руки. В целом, можно сказать, что это французский аналог «Войны и мира»: и по горизонту описанных событий, и по эпохе, и по количеству задействованных персонажей.
Отдельного внимания заслуживают описание:
  1. разношерстности людей, вовлеченных в революцию – ярко и объемно показано, как совершенно разные садовник, адвокат, мелкий буржуа, каторжник, ведомые каждый своей причиной, внутренними порывами и провидением, оказываются в одном месте и в одно время на баррикадах;
  2. жизни простых французов той эпохи – показаны всякие мелочи, начиная от одежды (даже был вынужден лезть в интернет, чтобы узнать, что такое редингот) и заканчивая пищей и отношениями в обществе;
  3. битвы при «Ватерлоо» – видно, как автор глубоко переживает поражение французской армии, воспринимает это как трагедию народа, сопровождавшуюся массовым героизмом и доблестью простых солдат.
Несколько цитат:
  • можно сказать, что для определения степени общественной нищеты и общественного богатства есть один непогрешимый барометр: это расходы по взиманию налогов [почти по Фукуяме];
  • путешествовать - значит рождаться и умирать каждую секунду;
  • Германия, Англия и Франция славны не силой оружия. В эпоху, когда Ватерлоо - всего лишь бряцание сабель, в Германии над Блюхером возвышается Гете, а в Англии над Веллингтоном - Байрон... Лишь народы-варвары внезапно вырастают после победы. Так после грозы вздувается ненадолго поток. Цивилизованные народы, особенно в современную нам эпоху, не возвышаются и не падают из-за удачи или неудачи полководца. Их удельный вес среди рода человеческого является следствием чего-то более значительного, нежели сражение;
  • всякий способ молиться хорош, лишь бы молитва была от души. Переверните молитвенник вверх ногами, но душою слейтесь с бесконечностью;
  • две вещи, которых он [гамен], страстно желая, никак не может достигнуть, обрекают его на муки тантала, - это низвергнуть правительство и отдать починить свои штаны;
  • как только революция терпит крушение, ловкие люди растаскивают по частям корабль, севший на мель;
  • Бог открывает людям свою волю в событиях - это темный текст, написанный на таинственном языке. Люди тотчас же делают переводы - переводы поспешные, неправильные, полные промахов, пропусков и искажений. Очень немногие понимают язык божества. Наиболее прозорливые, спокойные, проницательные расшифровывают его медленно, и когда они приходят со своим текстом, оказывается, что работа эта давно уже сделана - на площади выставлено двадцать переводов. Из каждого перевода рождается партия, из каждого искажения - фракция; каждая партия полагает, что только у нее правильный текст, каждая фракция полагает, что истина - лишь ее достояние;
  • в конце жизни "умереть" - значит расстаться; в начале ее "расстаться" - значит умереть.
  • предвидя долгую стоянку, кучер слез и подвязал под морды лошадей мешки с овсом, слегка намоченные снизу, - мешки, хорошо знакомые парижанам, которым, заметим в скобках, правительство частенько затыкает рот таким же способом.

33. “Атлант расправил плечи (Айн Рэнд) – хорошая книга. Первый раз о произведении узнал из журнала в «Аэроэкспрессе» - давались рекомендации «чего бы почитать». Удивило, что предлагали относительно старую книгу 1950-х годов.
Основная идея книги – есть те, кто что-то делают, и есть остальные, кто мешает первым, паразитируя на них – оказалась близка. Сюжет очень даже достойный, но отдельные рассуждения показались искусственно раздутыми. Например, финальная речь Джона Галта. Пишут, что у автора книги на написание и редактирование данного фрагмента ушло чуть ли не два года. Это несколько странно, поскольку все идеи и аргументы можно было бы сформулировать сильно короче. Хотя, может это вина переводчика, который сделал текст суховатым.

32. S.N.U.F.F. (Виктор Пелевин) - отличная книга. Произведение рекомендовали прочитать в ходе дискуссии на тему политического устройства и принципах работы СМИ. Само чтение пришлось как раз на активную фазу Майдана на Украине - смеялся в голос над некоторыми новостями и их пересечением с текстом произведения.
Книга описывает взаимодействие двух общество - “развитого” и “недоразвитого” - в ходе которого при помощи СМИ формируется совершенно параллельная реальность. Несколько цитат:
  • ...оркские фондовые индексы в принципе не могут подняться выше бизантийских, поскольку у орков нет фондового рынка. Мало того, фондового рынка давно нет и у бизантийцев - они определяют свои индексы во время торжественного гадания в доме Маниту, и в наше время это просто один из религиозных ритуалов Верхнего Манитуизма (т.н. Мувизма).
  • [про настройку женщин-андройдов] ... поднимаете параметр “сонная нежность”, и ваша сура, изображая отход ко сну, не просто замирает в кровати рядом с вами, а придвигается близко к вам и прижимается в кавешу боку своим теплым и нежным тельцем, или что-нибудт в этом роде.
  • Если говорить грубо и упрощенно, новости показывают то, что на самом деле. Кино показывает то, чего на самом деле нет. Вместе они много раз приводили мир к войнам. ... маги древности управляли реальностью, манипулируя этими искусствами. Они часто смешивали их или даже меняли местами, выдавая кино за новости, а новости за кино.
  • Что касается геев и лесбиянок, то им сегодня бороться за права никакой нужды нет ... . Мало того, любой боевой пилот знает - хитрые орки, которые не хотят честно сражаться, часто изображают на передовой однополую любовь с единственной целью избежать атаки с воздуха ... . Понимают звериным чутьем, что никто из наших не захочет снять расстрел благородного секс-меньшинства ... .
  • Ты орк. тебя здесь держат для того, чтобы до людей, когда надо, доходил честный оркский голос. За это дают еду. Поэтому надо очень точно просекать, что и когда честный оркский голос должен говорить.

31. “Империя V (Виктор Пелевин) - отличная книга. Произведение рассказывает о пути молодого вампира среди дискурса и гламура на вершину Фудзи – звучит бредово, но книга и вправду про это. Книга заставила меня много раз смеяться в голос. Совершенно крылатые цитаты, умело показанные в правильном контексте. Несколько цитат:
  • Подумайте: ведь никто из животных не работает. А белочки? Они ведь собирают орехи. Милая, это не работа. Вот если бы белочки с утра до ночи впаривали друг другу прокисшее медвежье говно, это была бы работа. А собирать орехи – это бесплатный шоппинг.
  • Какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает, что перед нами блядь и провокатор.
  • Ведь мы же с вами интеллигентные люди. А значит, взявшись за руки все вместе, мы до смерти залижем в жопу любую диктатуру.
  • [Текст в меню помпезного ресторана] Российский старожил давно заприметил вострую особенность нашего бытования: каким бы мерзотным ни казался текущий режим, следующий за ним будет таким, что заставит вспоминать предыдущий с томительной ностальгией. А ностальгии хорошо предаваться под водочку (стр. 17-19), закусочку (стр. 1-3) и все, что обыщется промеж.
  • Никогда не вини себя в том, в чем можно обвинить систему.
  • Каждый народ (или даже человек) в обязательном порядке должен разрабатывать свою религию сам, а не донашивать тряпье, кишащее чужими вшами – от них все болезни. Народы, которые в наше время на подъеме – Индия, Китай и так далее – ввозят только технологии и капитал, а религия у них местного производства. Любой член этих обществ может быть уверен, что молится своим собственным тараканам, а не позднейшим вставкам, ошибкам переписчика или неточностям перевода.
  • А единственный реальный результат, который дает нейролингвистическое программирование – это зарплата ведущего курсы нейролингвистического программирования.
  • Бальдр объяснил смысл слова «метросексуал» так: это персонаж, который одет как пидор, но на самом деле не пидор. То есть может и пидор, но совсем не обязательно…
  • «Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» - это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера.
  • У вас в голове пять тысяч маркетологов срали десять лет, а вы хотите, чтобы я там убрал за пять минут…
  • А чего еще от вас ждать, если вся ваша история началась с геноцида? … А кто неандертальцев вырезал? Тридцать тысяч лет назад? Думали мы забудем? Не забудем и не простим.
  • «Когда сосет кровь» … Фу. … Мало того, что это вульгарно, это может оскорбить чувства некоторых вампиров.
  • … экономическую подоплеку советской катастрофы я уже начал понимать: страна, посылавшая двух офицеров в штатском туда, где в нормальных обществах обходятся пособием по безработице, не могла кончить иначе.
  • Она была уверена, что я принимаю наркотики, и считала себя способной определить, когда я под кайфом, а когда нет. Я не употреблял никаких субстанций, но у матери выходило, что я под дозой почти каждый день, а иногда – под воздействием целой группы наркотических средств. Для вынесения вердикта отслеживался не размер глазного зрачка или краснота белка, а какие-то особые приметы, которые мать держала в тайне, чтобы я не научился маскироваться – поэтому оспорить материнскую экспертизу было невозможно в принципе. Я и не спорил, понимая, что это будет лишь доказательством ее правоты («какой ты агрессивный становишься под наркотиками, ужас просто!»).
До этого у этого же автора читал «Generation P» и «Шестипалый и затворник» - оба произведения оставили сугубо положительное впечатление.

30. “Загадочное ночное убийство собаки” (Марк Хэддон) - необычная книга. Автор описывает небольшой эпизод из жизни мальчика аутиста с точки зрения и словами самого этого героя. Настолько правдоподобно описан иной способ мышления, что автора начали относить к специалистам по исследованию синдрома аутизма. Хотя позже автор опроверг , что он является экспертом в данном вопросе. Полезное чтение для тех, кто думает, что существует единственно правильный и единственно возможный взгляд на вещи. В каждом из нас есть частица иного.

29. “1984” (Джордж Оруэлл) – отличная книга. Произведение написано в 1949 году, сразу после падения железного занавеса. КОНЕЦ СОРОКОВЫХ, но многие картинки актуальны еще и сейчас. До настоящего момента о романе знал только то, что его идея положена в основу знаменитой рекламы Macintosh.
Сам автор писал про произведение: «Мой роман не направлен против социализма или британской лейбористской партии (я за неё голосую), но против тех извращений централизованной экономики, которым она подвержена и которые уже частично реализованы в коммунизме и фашизме. Я не убеждён, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убеждён (учитывая, разумеется, что моя книга — сатира), что нечто в этом роде может быть». Интересно, в биографии отмечено, что он был в душе ярым антикоммунистом и даже вел тетрадку, в которой записывал людей, симпатизирующих идеям Маркса.
Понравилась глубина проработки, казалось бы, не самых главных элементов, например, целое приложение, посвященное новоязу. Воображение автора вызывает уважение. Кстати, после прочтения романа согласился с мыслью СВ, что язык во многом определяет границы мышления. Несколько цитат из романа:
  • В новоязе есть слово. Не знаю, известно ли оно вам: «речекряк» - крякающий по утиному. Одно из тех интересных слов, у которых два противоположных значения. В применению к противнику это ругательство; в применении к тому, с кем вы согласны, – похвала.
  • Возьмем, например, типичное предложение из передовой статьи в «Таймс»: «Старомыслы не нутрят ангсоц». Кратчайшим образом на староязе это можно изложить так: «Те, чьи идеи сложились до Революции, не воспринимают всей душой принципов английского социализма». Но это неадекватный перевод. Во-первых, чтобы как следует понять смысл приведенной фразы, надо иметь четкое представление о том, что означает слово «ангсоц». Кроме того, лишь человек, воспитанный в ангсоце, почувствует всю силу слова «нутрить», подразумевающего слепое восторженное приятие, которое в наши дни трудно вообразить, или слова «старомысл», неразрывно связанного с понятиями порока и вырождения.
  • Из вышесказанного явствует, что выразить неортодоксальное мнение сколько-нибудь общего порядка новояз практически не позволял. Еретическое высказывание, разумеется, было возможно — но лишь самое примитивное, в таком, примерно, роде, как богохульство. Можно было, например, сказать: «Старший Брат плохой». Но это высказывание, очевидно нелепое для ортодокса, нельзя было подтвердить никакими доводами, ибо отсутствовали нужные слова. Идеи, враждебные ангсоцу, могли посетить сознание лишь в смутном, бессловесном виде, и обозначить их можно было не по отдельности, а только общим термином, разные ереси свалив в одну кучу и заклеймив совокупно. 
Показано столкновение системы и личности, при этом повествование и образы просто затягивают и заставляют проводить параллели с сегодняшним миром, личной историей. В этом роман выгодно отличается от своего предшественника «Мы».
Несколько запомнившихся цитат Мастера:
  • Конечно, тело старится, и все для него становится не так, но если тошно тебе от неудобного, грязного, скудного житья, от нескончаемых зим, заскорузлых носков, вечно неисправных лифтов, от ледяной воды, шершавого мыла, от сигареты, распадающейся в пальцах, от странного и мерзкого вкуса пищи, не означает ли это, что такой уклад жизни ненормален?
  • … вдруг из переулка впереди вырвался оглушительный, в тысячу глоток, крик, женский крик. Мощный, грозный вопль гнева и отчаяния, густое «А-а-а-а!», гудящее как колокол. Сердце у него застучало. Началось! – подумал он. Мятеж! Наконец-то они восстали! Он подошел ближе и увидел толпу: двести или триста женщин сгрудились перед рыночными ларьками, и лица у них были трагические, как у пассажиров на тонущем теплоходе. У него на глазах объединенная отчаянием толпа будто распалась: раздробилась на островки отдельных ссор. По-видимому, один из ларьков торговал кастрюлями. Убогие, утлые жестянки – но кухонную посуду всегда было тяжело достать. А сейчас товар неожиданно кончился. Счастливцы, провожаемые толчками и тычками, протискивались прочь со своими кастрюлями, а неудачливые галдели вокруг ларька и обвиняли ларечника в том, что дает по блату, что прячет под прилавком. … Однако какая же устрашающая сила прозвучала в крике всего двухсот или трехсот голосов! Ну почему они никогда не крикнут так из-за чего-нибудь стоящего!
  • Наверное, признания покойных переписывались и переписывались, так что первоначальные факты и даты совсем уже ничего не значат. Прошлое не просто меняется, оно меняется непрерывно.
  • Когда спишь с человеком, тратишь энергию; а потом тебе хорошо и на все наплевать. Им это – поперек горла. Они хотят, чтобы энергия бурлила в тебе постоянно. Вся это маршировка, крики, махание флагами – просто секс протухший. Если ты сам по себе счастлив, зачем тебе возбуждаться из-за Старшего Брата, трехлетних планов, двухминуток ненависти и прочей ахинеи?
  • Это социальная атмосфера осажденного города, где разница между богатством и нищетой заключается в обладании куском конины.
  • Цели этих трех групп совершенно несовместимы. Цель высших – остаться там, где они есть. Цель средних – поменяться местами с высшими; цель низших, когда у них есть цель, ибо для низших то и характерно, что они задавлены тяжким трудом и лишь от случая к случаю направляют взгляд за пределы повседневной жизни, - отменить все различия и создать общество, где все люди должны быть равны.
  • Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что угнетены. Более того, они даже не осознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.
Зацепило.

28. “Скотный двор” (Джордж Оруэлл) – отличная, но специфическая книга. Нестандартный сюжет соседствует с просто-таки гениальными фразами, которые уже разошлись на крылатые цитаты. Одна заповедь «Все животные равны, но некоторые из животных равнее» чего стоит. Да и менее известные фразы также круто сварены, например: «Товарищ, эти ленточки, к которым ты так привыкла, – символ рабства. Неужели ты не можешь понять, что свобода дороже любых ленточек». Финальная идея напомнила 3 часть кино-саги «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов». После прочтения в голове вертелся вопрос: как такое можно было написать и что за корифей автор? Ответ искал в биографии Оруэлла, которая вывела на роман «1984».

27. “Доверие” (Френсис Фукуяма) – очень хорошая специфическая книга, в которой приведены рассуждения о причинах экономического подъема и неудач различных стран, а также об устройстве общества в целом. Крайне тяжелая в чтении для неподготовленного читателя, но, субъективно, интереснее и легче, чем ранее описанное «Наше постчеловеческое будущее». Понравилось большое количество практических примеров, примеров из истории, которыми подкрепляются теоретические положения. Показались примечательными следующие мысли (цитаты из книги).
  • Одним из следствий происходящей в «конце времени» конвергенции стало широкое признание того факта, что в постиндустриальном обществе дальнейшее совершенствование не может быть достигнуто путем воплощения в жизнь каких-либо амбициозных социальных «проектов» - надежды на то, что нам удастся построить «великое общество» благодаря набору правительственных программ, остались в прошлом.
  • «Гражданское общество» - сложнейшее переплетение различных институтов «среднего звена» [между семьей и государством], в числе которых экономические предприятия, добровольные ассоциации, образовательные учреждения, клубы, союзы, СМИ, благотворительные организации, церкви.
  • «Социальный капитал» – способность людей ради реализации общей цели работать вместе в одном коллективе [термин впервые предложен Джеймсом Коулмэном].
  • Наиболее фундаментальным определением пользы является одновременно и наиболее узкое, приписываемое Иеремии Бентаму, утилитаристу XIX века: польза состоит либо в удовольствии, либо в избежании страдания.
  • Центральный тезис этой книги …: некоторые этические навыки, а именно предрасположенность людей к стихийному объединению, имеют решающее значение для возможности усовершенствования организационных форм, а следовательно, и для созидания богатства.
  • Одним из главных уроков изучения экономической жизни является то, что благополучие страны, а также ее состязательная способность на фоне других стран определяется одной универсальной культурной характеристикой – присущим ее обществу уровнем доверия… В любом экономически успешном обществе жизнеспособность хозяйственных объединений от их уровня внутреннего доверия.
  • Существует три главных пути проявления социализированности: первый основан на семье и родстве, второй – на добровольных ассоциациях внеродственного типа (школах, клубах, профессиональных организациях), третьим путем является государство. Каждому типу соответствует свой тип организации хозяйственной деятельности: семейный бизнес, корпорация с профессиональной системой управления и предприятие, находящееся либо во владении государства, либо им финансируемое. История свидетельствует, что первый и третий пути тесно связаны между собой: культуры, в которых базовой формой социализированности является семья, с большим трудом создают большие и устойчивые экономические структуры и, следовательно, нуждаются для этого в деятельном участии государства. И наоборот, культуры, благоприятствующие существованию добровольных объединений, способны создавать крупные экономические организации спонтанно и могут позволить себе обойтись без государственной поддержки.
  • Быть рациональным везде и повсюду попросту нерационально, поскольку такая жизнь представляла бы собой перманентное принятие решений по самым ничтожным вопросам.
  • … важным последствием протестантизма – точнее, сектантского протестантизма, существующего в некоторых частях Англии и Германии и на всей территории США, - стала исключительная способность его приверженцев образовывать новые сплоченные коллективы [тезис из книги «Протестантские секты и дух капитализма» Макса Вебера].
  • В обществе, где доверие вне пределов семьи слабо, клятва даваемая на крови членами cosa nostra, служит неким суррогатом родства, что позволяет преступникам доверять друг другу в ситуациях, когда высока вероятность предательства. Хорошо организованные преступные группировки характерны и для других обществ с низким уровнем доверия и неразвитыми промежуточными институтами, таких, например, как посткоммунистическая Россия и население центральных районов американских городов.
  • Способность нации пользоваться общим «языком добра и зла» выступает необходимым условием в созидании доверия, социального капитала и всех тех позитивных экономических результатов, которые из них проистекают. Культурное многообразие действительно способно принести реальную экономическую выгоду, однако, выйдя за определенные рамки, оно становится новым барьером на пути коммуникации и сотрудничества, потенциальной экономической и политической угрозой.
  • Одной из сфер, в которых правительство должно действовать особенно осторожно, является ассимиляция иммигрантов. Приезжие из других стран всегда были важнейшим фактором американской жизни, однако самые разные обычаи, которые они привозили с собой, оказывались ценными для общества только в той мере, в какой они могли быть согласованы с существующими в нем порядками. Знакомясь с разными культурами, человек лишь глубже понимает, что они вовсе не были «созданы равными»… И честной позицией мультикультурализма будет та, которая признает, что некоторые культурные характеристики не способствуют поддержанию здоровой демократической политики и капиталистической экономики. Это не должно быть основанием для запрета на въезд представителям «неблагоприятных» культур. Это должно быть основанием для утверждения в образовательной системе позитивных аспектов американской культуры: трудовой этики, искусства ассоциации и гражданского самосознания.
  • Практически вся хозяйственная активность в современном мире осуществляется не индивидами, а организациями, требующими высокого уровня общественной кооперации. Права собственности, контракт и коммерческое право – необходимые институты для создания современной, рыночно ориентированной экономики, но в то же время общество имеет возможность ощутимо сэкономить на операционных издержках, если эти институты подкреплены социальным капиталом и доверием. Доверие, в свою очередь, есть продукт длительного сосуществования сообществ, объединяемых набором моральных норм или ценностей.
  • Легко видеть, что именно действия правительства могут способствовать упадку семьи; например, когда оно субсидирует матерей-одиночек.
  • Как частные компании, так и политические партии слабы или отсутствуют в таких посткоммунистических обществах, как Россия и Украина, где выборы по своим результатам определяются крайностями, организуясь скорее вокруг индивидов, чем вокруг согласованных политических программ.

26. Единственный мужчина” (Леонид Ашкинази) - интересная книга про 5-го премьер-министра Израиля Голду Мейер, которая начинается с цитаты Бен-Гуриона “Единственный мужчина у нас в правительстве — Голда”. Определенный интерес представляет описание процесса зарождения и становления государства Израиль. Несколько мыслей видится примечательными и актуальными:
  • Действительно — и вся история человечества это показала — коммунизм пригоден как среда обитания не для всех людей. Хорошо живется в таких условиях лишь нескольким процентам. Так что ошибка строителей коммунизма состояла не в том, что они хотели его построить и при нем жить, а в том, что они хотели осчастливить этим коммунизмом всех. Как сказал кто-то "капитализм — это то, чем начинают заниматься люди, если оставить их в покое". К этому можно добавить, что, как показал эксперимент, проделанный в СССР, если на протяжении 2–3 поколений отучать людей от капитализма, то примерно две трети отучаются и от капитализма, и от умения работать вообще.
  • Работа была тяжелая, еда была ужасная и, главное, никто не думал о том, что сравнительно легко можно делать еду и вкуснее, и полезнее. Похоже, это была некоторая форма социального мазохизма — "мы должны жить плохо!" Впрочем, нечто подобное наблюдалось и в истории СССР. Девушка Голда начала борьбу за нормальное питание — избавилась от недоброкачественного растительного масла, ввела в рацион овсянку вместо утренней селедки, а с селедки стала снимать кожу. Каждый шаг вызывал протест… а потом нововведение принималось. Естественно. Жить по-человечески все-таки хочется. Но в условиях, когда доминирует социальный мазохизм (нечто вроде "и как один умрем в борьбе за это"), требуется смелость, чтобы положить на столы скатерти и разум, чтобы понять — скатерти не опасны для строительства национального очага.
  • И Голда решается стать премьер-министром в 70 лет. Она опять была нужна Стране. "Стала премьер-министром — и стала, точно так же, как мой молочник стал командиром нашего аванпоста на горе Хермон. Ни мне — пишет она — ни ему особого удовольствия работа не доставляла; и он, и я старались выполнить ее как могли лучше".

25. “Академик корабельной науки” (Жозефина Яновская) - непримечательная книга про великого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова. Посредственное описание жизни и достижений неординарного человека совершенно отравлено “идейными закосами” автора. Поймал себя на мысли, что мое восприятие существующего государственного бюрократического аппарата сильно походит на то, как описывалась царская бюрократия в советских идейно выверенных книгах.

24. “Полковнику никто не пишет” (Габриэль Гарсиа Маркес) - непримечательная книга (на фоне поздних работ автора). Поймал себя на мысли, что похожа на одну из черновых глав “Ста лет одиночества”. Вики подтвердила предположения - по хронологии так и получается. От поздних романов отличается концовка - автор не доводит повествование до полной трухи, а останавливается на очередном приступе упертости главного героя.

23. “Сто лет одиночества”, “Осень патриарха” (Габриэль Гарсиа Маркес) - необычные произведения, хорошие. Описывается мир, который угасает. Он рассыпается в труху от старости, уходит в тень, прячется на старых фотокарточек. Из книг веет депрессией и безысходностью. Все лучшее уже позади, спасение призрачно и шансы его получить угасают. Мрачная атмосфера напомнила “Замок” Кафки. В книгах обращает на себя внимание временной масштаб происходящего - сотни лет - при подробном описании всяких мелочей. После прочтения хочется заглянуть в собственный паспорт и радостно кричать “Мне всего тридцать!”.



22. “Наше постчеловеческое будущее" (Френсис Фукуяма) - специфическая книга. Рассуждения о том, куда человечество приведет генная инженерия. В первой части книги приведено несколько любопытных фактов и мыслей:
  • процентов 30 американцев уже сидят на различных наркотиках и стимуляторах. Потребление стимуляторы мозговой деятельности и психотропных средств во время учебы считается нормой. Цитата: "во время сессии университеты превращаются в аптеки”;
  • В американской психиатрии и медицине явно выражены два тренда (особенно относительно подростков). Психика женщин "разгоняется", например, медикаментозно поднимается самооценка. Психика мужчин наоборот "тормозится": гиперактивен - у тебя синдром рассеянного внимания - съешь таблеточку. В результате модель поведения женщин и мужчин сближается, получается усредненный человекойд.
  • Фукуяма наблюдает и прогнозирует усиление в США три сильных политических тренда, связанные с генной инженерией. "Первый — это желание со стороны обыкновенных людей как можно больше вывести свое поведение в область медицины и тем снять с себя ответственность за свои действия. Второй— давление сильных экономических интересов, способствующее этому процессу. Среди носителей этих интересов — люди, оказывающие социальные услуги, например, учителя и врачи, которые всегда предпочтут прямой биологический путь сложным обходным путям воздействий на поведение, а также фармацевтические компании — изготовители этих лекарств. Третий тренд, возникающий из попыток все на свете отнести к медицине, — это тенденция расширять область применения лекарств на все большее число состояний. Всегда будет возможно найти где-нибудь врача, который согласится, что такое-то и такое-то неприятное или тяжелое состояние есть патология, и только вопрос времени, когда широкая общественность начнет считать это состояние инвалидностью”;
  • за 100 лет средняя продолжительность жизни в США выросла на 30 лет.

21. “Человек, который был Богом” (Александр Саенко) - биография Альберта Эйнштейна. Книга не понравилась. Ощущение, словно написана для школьника - состоит из множества связок: фото Эйнштейна + описания его жизни на четырех-пяти страничках.. Написано примитивным языком, много домыслов и мистификаций. Читать не рекомендуется.

20. “ЖЗЛ. Мао Цзэдун” (Александр Панцов) - хорошая биография великого человека. Подробная, с описанием психологических портретов. Читать иногда становилось тяжко по причине обилия непривычных уху имен китайских товарищей. Много раз приходилось вспоминать, какой слог или гласная буква, какую должность занимает в той или иной организации :)

19. “Вашингтон” (Николай Николаевич Яковлев) - классная и легкая в прочтении биография “Отца американского государства”. Книга написана с отличным чувством юмора и легкой иронией. Например: “На конгрессе, посовещавшись, поручили Т. Джефферсону сочинить Декларацию независимости со всеми приличествующими великими принципами. … Тридцатитрехлетний философ, запершись в комнатушке, снятой у каменщика, засел за документ. Дело как-то не клеилось. Тогда седовласые делегаты конгресса озаботились привезти автору жену. Работа пошла веселей. 2 июля текст был представлен конгрессу”.

18. “Замок” (Франц Кафка) - интересная книга, правда специфическая и под определенный психотип читателя. Книга просто-таки источает бюрократизм, безнадегу и депрессию. Очень умело описывается поведение людей-винтиков внутри огромной бюрократической машины. После ее прочтения хочется дышать полной грудью и радоваться, что это только книга :) Жаль, что произведение осталось незаконченным.

17. “Так было” (Анастас Микоян) - очень хорошая книга, правда специфическая. Ближайшим аналогом является “Из третьего мира в первый”, только вместо Сингапура тут Российская Империя - СССР. Совершенно непривычный взгляд на “классические” события нашей истории глазами их непосредственного участника. В последней, постсоветской, редакции книги возвращены фрагменты, ранее удаленные цензурой. Всем партостроителям, историколюбам и просто желающим сложить собственное мнение о развитии страны в 1915-1980-х годах - строго рекомендуется!

16. “Дневник космонавта” (Валентин Лебедев) - хорошая книга. Достаточно подробно и без разного рода красочных купюр описываются подготовка и полет в космос в 1982 году. Местами нудновато, но в целом книга позволяет составить представление о том, каково это летать в космосе сотни дней.

15. “Марсианские хроники” (Рэй Брэдбери) - очень хорошая книга. К сожалению, автора открыл для себя только после того, как обратил внимание на большое количество его некрологов в различных уважаемых изданиях. Необычна сама концепция сборника - относительно разрозненные рассказы, которые объединяет только принадлежность к марсианской тематике, выстроены в некой хронологической последовательности. Красной нитью проходить мысль о деструктивном поведении американской цивилизации (ну и о человеческой цивилизации в целом тоже), что для меня было очень необычно увидеть у американского автора.

14. “Вино из одуванчиков” (Рэй Брэдбери) - очень хорошая книга, из которой так и сочится позитив и свет. Добрая и наивная история, в которой поднимаются совершенно разные недетские вопросы.

13. Серия книг “Автостопом по галактике” – «Руководство для путешествующих автостопом по Галактике», «Ресторан в конце Вселенной», «Жизнь, Вселенная и всё остальное», «Всего хорошего, и спасибо за рыбу!», «В основном безвредна» (Дуглас Адамс) – обязательно к прочтению. В электронных книгах для айфона, в том числе, содержится изображение обложки бумажной версии книги. Поймал себя на мысли, что видел некоторые из этих обложек в начале 90-х на книжных развалах. Ради интереса решил полистать первую из книг и тут же поймал себя на мысли, что у меня «де жа вю». Добрая половина фраз и образов уже где-то мне встречалось. Разгадка оказалась на сколько проста, на столько для меня и удивительна – книги являются настоящей классикой фантастики и практически полностью разошлись на цитаты. Классный юмор (может, просто я был на нужно волне?) и ирония у автора. Марвин – просто прекрасен.

12. «Похождения бравого солдата Швейка» (Станислав Гашек) – обязательно к прочтению. В детстве отец часто зачитывал понравившиеся фрагменты книг: больше всего почему-то запомнились фамилии Чехов, Гашек и … Гумилев. Книга представляет собой совершенно гениальный стеб над обыденной жизнью, над бессмысленностью войны, над стереотипами и чинопочитанием. В героях узнал многих людей, с которыми приходится встречаться на работе и в повседневной жизни. После прочтения жить становится чуть спокойнее и веселее – весь этот окружающий бред был всегда, ничего странного не происходит.

11. “По ком звонит колокол” (Эрнест Хемингуэй) – тоже книга. Крепкий середнячок.

10. “Старик и море” (Эрнест Хемингуэй) – хорошая книга. В поздних произведениях автора сквозит какая-то обреченность и беспереспективняк, но красота образов от этого не убывает.

9. “Джек. Мои годы в GE” (Джон Л. Бирн) – тоже книга. Интересен взгляд на работу крупной корпорации изнутри, глазами топ-менеджера.

8. “Теряя невинность”, “К черту все, берись и делай” (Ричард Брэнсон) - хорошие книги. Со страниц просто-таки струится позитив, верав собственные силы и общий позитив. Прочитал после хороших отзывов Олега Тинькова в его жж.

7. “Я такой как все”, “Как стать бизнесменом” (Олег Тиньков) - хорошие книги. Интересная автобиография нестандартного российского предпринимателя, начинавшего с нуля.

6. «Стана чудес без тормозов или конец света», «Хроники заводной птицы», «Охота на овец», «1Q84» и прочие мелкие рассказы Харуки Мураками – понравилось, полный вынос мозга. Уважаемый Assassin как-то сказал, что японцы – это давно и тяжело больная нация (сказано правда было применительно к другой ситуации, но смысла это не понимает). Первые произведения вообще воспринимались как записки инопланетянина – совершенно нестандартный для меня взгляд на вещи, описание необычного японского общества. Ну и полет фантазии маэстро – одни джабервоги чего стоят

5. «Алхимик» (Паоло Коэльо) – хорошая книга. Прочтение пришлось как раз на тот период, когда я вместе с коллегами переживал эпидемию НЛП и всяких «фри ё майнд». Так сказать, попала на благоприятную почву и понравилась. Возможно, в другой ситуации запомнилась бы не так сильно.

4. «Вероника решает умереть» (Паоло Коэльо) – тоже книга. Крепкий середнячок.

3. «Метро 2033», «Метро 2034» (Дмитрий Глуховский) – хорошие книги. Обязательно к прочтению подростками перед эпической зарубкой в компьютерную игру-стрелялку. Один из немногих удачных примеров создания автором собственной вселенной: со своими жителями, правилами и легендами.

2. “Праздник, который всегда с тобой” (Эрнест Хемингуэй) - очень хорошая книга. На мой взгляд, лучшая книга автора. Роман очень понравился каким-то совершенно неисправимым наслаждением жизни, которое проходит от первой до последней страницы, описанием различных мелочей, на которые сам и не обратил внимание. Описанием такого знакомого Парижа, по которому довелось недавно походить самому. Несколько озадачил достаточно кривой перевод и слишком детские словестные конструкции в некоторых главах - будто писали разные люди. Ну и конечно объемы спиртного, которые употребляли автор и его герои. На первый день чтения романа, по странному стечению обстоятельств, на лекции один из слушателей упомянул Хемингуэя. Когда сказал, что как раз читаю это его произведение, реакция аудитории была необычной: "Это там, где про алкоголизм?!" Все знакомые с удивлением разглядывали меня за чтением художественного произведения (последние страницы вообще дочитывал на стадионе под турником).

1. “Из третьего мира в первый” (Ли Куан Ю) - очень хорошая книга (просто “аааа!!!! какая”). Книгу написал Премьер-министр Сингапура. По сути это что-то типа “инструкции по управлению государством”: подробно описывается, что и как делать в различных сферах экономики, политике, образования. Книга пришлась очень кстати, особенно в свете нашей бурной общественно-политической деятельности. На меня произвела глубокое впечатление, уверен, что в этом есть заслуга и переводчика.